Дети, цветы и вода

Дети очень любят возиться с водой и во время занятий в классе необходимо контролировать этот процесс. Они могут часами переливать воду из одного сосуда в другой, разливать ее всюду и мочить другие материалы.

Руслан больше всего любил вытирать с помощью мопа лужицы на полу, которые сам же и создавал. После завтрака он брал чашечки из материала для переливания жидкости, шел к раковине, наполнял сосуд теплой водой и затем нес его по той же траектории, по которой пришел к раковине от полки с материалами. Он нес медленно и осторожно, наблюдая за своими ручками, стараясь при этом пролить незначительное количество воды и не наступить на лужицу, так как прекрасно знал, что будет скользко и он может упасть, что уже случалось с ним прежде. Таким образом, окропив полы и дойдя до полки с материалами, он оставлял чашку на подносе и осторожно направлялся к вешалке с полотенцами и мопом. Взяв моп, он приближался к первой лужице, мог порой просто присесть перед ней, прикоснуться пальчиком и сделать из нее рисунок, просто пошлепать плоской ладошкой так, чтобы получились брызги, которые бы непременно попали ему на лицо.

Этот процесс и, казалось бы, бессмысленные действия на самом деле были частью интенсивного развития Руслана, он погружался в процесс изучения того, как ведет себя вода, пролитая на пол, как она разбрызгивается под ударом плоской ладони, как она оставляет следы, если возить в ней пальцем в разные стороны. Он ощущал и то, что вода изменила свою температуру, со временем она стала холодной. Этот эксперимент открывал все более новые знания для него каждый день, помогал ему понять природу вещей, которые окружают нас повсеместно.

Вдоволь налюбовавшись на лужицы, которые Руслан создал на полу, он вставал и принимался медленно вытирать их с пола. Сделав первое движение, при котором ворс мопа захватил часть жидкости и частично ее впитал, Руслан всмотрелся в трансформацию разрисованной лужицы в сплошное мокрое и скучное пятно на полу.

Моп выполнял финишную функцию в данном аква эксперименте. Мокрое пятно на полу стало менее интересным для Руслана и он стал быстро вытирать оставшуюся влагу, чтобы приступить к следующей лужице. Покончив с пятном, он заметил, что цвет паркета на сухой территории отличался от цвета на влажной. На влажной части цвет паркета был более насыщенным и понятным. Это породило новые вопросы в голове Руслана, которые он, пока что, не мог задать. Новый рисунок и новая лужица – ряд привычных действий, которые Руслан с удовольствием повторял изо дня в день. Вытерев все лужицы, Руслан отнес моп на место и повесил его, чтобы ворс просох. Он остановился в размышлении, что бы еще сделать? Вода была его неизменным интересом, он решил полить растения, которые выращивались в классе. Взяв лейку, он почувствовал, что в ней есть вода, но все же! Это была не его вода! Он пошел к раковине, вылил всю воду из лейки и набрал доверху свежей воды. Направился к первому растению-вьюну. Он налил немного воды в него, посмотрел на корни растения, убедившись, что растение выпило воды, пошел к следующему. Полив все растения Руслан решил позаботиться об их гигиене. Оставив почти пустую лейку на том месте, откуда он ее взял, Руслан взял пульверизатор и также решил заменить в нем воду. Наполнив пульверизатор свежей водой, он вновь пошел к растениям и стал их обильно обрызгивать. Ему нравился процесс. Очень нравилось наблюдать за шлейфом мелких брызг воды, которые походили на легкое облачко, обволакивающее растение. Руслан слегка щурился, на его правой щечке около глаза в такие моменты выступала ямочка. Ее было видно и тогда, когда Руслан капризничал и плакал. Обрызгав растение, Руслан посмотрел на его листья, они стали сплошь мокрыми. Видимо он что-то упустил. Он не понял и решил повторить. Перешел к следующему растению. Сделал пару нажатий на спрей и остановился.

Шлейф невероятно мелких капель воды осел на листьях растения и они стали походить на ювелирное изделие. Листья вьюна, покрытые мелкой бриллиантовой россыпью завораживали своей красотой. Руслан всмотрелся. Приблизив свое милое личико так близко к растению, что почти коснулся его кончиком носика, он ощутил прохладу, которой повеяло от влажных листьев. Несколько мелких капель осталось на кончике носа Руслана. Он стал смешивать бриллиантовые капли рассыпанных по поверхности растения пальчиком, наблюдая как цвет сухого листа изменился после того, как намок. Он это заметил еще тогда, когда вытирал пол. Смешав капли на листике растения, он обнаружил, что сплошь мокрый лист уже неинтересен.

Мальчик поливает цветы.
Мальчик поливает цветы.

Обрызгав из спрея следующее растение, Руслан всмотрелся в более крупные капли, которые получились в результате более интенсивного разбрызгивания воды и заметил, что каждая из капель отражала свет, падающий из окна. Постояв немного так, погрузившись в наблюдение, Руслан вспомнил о махровой мягкой перчатке, висевшей около мопа. Положив пульверизатор на свое место, Руслан пошел к вешалке и стал дергать перчатку изо всех сил при этом громко крича. Гид подошла и помогла Руслану снять перчатку с петли, медленно продемонстрировав как это сделать самостоятельно. Это не очень помогало. Руслан каждый день «звал» на помощь подобным образом и не хотел даже пробовать. Надев перчатку на ручку он отправился полировать листья растений.

Протирая каждый листик, Руслан словно раскрашивал его в более насыщенный зеленый цвет. Этот процесс удовлетворял его. Он возвращался к этим действиям регулярно до тех пор, пока не заручился достаточным терпением для того, чтобы выполнять без помощи гида снятие махровой перчатки с крючка. Мы ждали этого момента и к счастью дождались. Когда мы увидели, что он сделал это самостоятельно (с диким воплем возмущения) мы ему поаплодировали, хоть и видели, что это получилось случайно, а не в результате его усердного старания. Но это была его победа. Увидев поощрение, Руслан в дальнейшем перестал кричать, снимая перчатку с неподдающегося крючка и вопрос был исчерпан довольно скоро.

Прокомментировать