Независимость тоддлера (Монтессори)

Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, но требующего их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреет и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть свою самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил.

писала Мария Монтессори, и относительно детской самостоятельности можно отметить то, что она зависит во многом от того, насколько взрослый «позволяет» ребенку стать самостоятельной личностью, чем раньше, тем лучше.

Самостоятельное развитие детей
Самостоятельное развитие детей

Речь идет о здоровом, естественном желании ребенка делать все самостоятельно, это желание есть в каждом ребенке. Оно заложено природой и может развиваться, если правильно помочь.

Многие родители не располагают временем для того, чтобы «сидеть и ждать» пока малыш в течении получаса будет пытаться надеть обувь самостоятельно.

Детское стремление к развитию
Детское стремление к развитию

Если убить детскую мотивацию замечанием о том, что ботинки надеты неправильно, а потом переодеть их правильно, то скорее всего в дальнейшем так и будет. Малыш просто будет сидеть и ждать, когда мама или папа сделают все «правильно». Как же дать малышу понять, что правый ботинок необходимо надеть на правую ногу, а левый на левую?

По началу можно дать ребенку почувствовать этот дискомфорт, поверьте он прочувствуется, также как если бы и вы надели свои ботинки неправильно.

Необходимо понимать, что привычка правильно обуться потребует временных затрат, так же как и любая другая привычка в бытовом самообслуживании. Дети, которые привыкли, что за них все дома делают родители, обычно ожидают того же и от педагогов в классе, однако через некоторое время, не дождавшись этого, они понимают, что им придется все делать самим и научиться просить о помощи, если что-то не получается.

Помнятся недовольные высказывания прохожих в наш адрес о том, что мы не подтираем носы малышам, «-неряшливые и равнодушные воспитатели у которых нет своих детей!», звучало в след. Любой ребенок ощущает дискомфорт, когда у него течет из носа и на предложение взять салфетку, он реагирует адекватно, он просто берет и подтирает себе нос самостоятельно. Те дети, которые «принципиально» этого не делали и ждали, что за них это сделает ассистент или гид, не дождавшись в итоге все равно приходили к разрешению этого вопроса самостоятельно, поскольку сталкивались с ситуацией, когда их мокрый нос доставлял дискомфорт другим, или же все это размазывалось по материалам, который ребенок брал, а в дальнейшем ему не разрешалось, пока не решит задачу с мокрым носиком.

Бумажные салфетки для носа.
Бумажные салфетки для носа.

Лишения удивительным образом мотивируют ребенка решить этот вопрос самостоятельно. Помнится, у нас был Ванюша, у него довольно часто текло из носа, но ему совершенно лень было идти брать салфетки и вытирать себе нос перед зеркалом (для этого есть специально место с круглым столиком). Каждый раз, когда он пытался присоединиться ко всем слушающим, гид довольно часто читала детям книги, она его просила прежде вытереть нос насухо и только после этого присаживаться рядом с остальными в кругу. Многие бы сказали, что это несправедливо. Это весьма справедливо и важно, особенно для самого Ванюши.

Это была наша задача- сделать так, чтобы он справлялся со своими нуждами самостоятельно. В первый раз его лень одержала над ним верх, он развернулся и пошел на скамейку и в гордом скучающем одиночестве просидел там, с грустью поглядывая на остальных детей, облепивших гида с книжкой. Во второй раз, когда его попросили вытереть носик, прежде чем он присоединится к группе, он медленно и нехотя подошел к туалетному столику с салфетками, зеркалом и расческой, отодвинул стул и присел перед своим отражением с текущим носом. Я старалась не слишком явно наблюдать за ним, но все это было невероятно интересно, мне представлялись процессы в его голове, в его мышлении и сознании, смешанные чувства, как сигналы его мозга словно лазерные лучи посылают в его тело побуждение к действиям, наверное, если бы мы были прозрачными, то все именно так и виделось, в виде цветных лучей-сигналов, отвечающих за те или иные действия, посылаемых мозгом в различные части тела.

Ванюша с одной стороны очень хотел быть в компании остальных, рассматривать яркие картинки на страницах книги и слушать завораживающее чтение гида о жизни лесных зверей, но с другой стороны ему не хотелось что-либо менять, а зачем? Дома ведь все равно ему вытрут носик и он может продолжать просто сидеть и ничего не делать. Иногда и полежать, Ванюша так любил делать, он был похож на ленивого котика, который мог лечь посреди дороги и наблюдать за тем, как другие малыши либо обходят его, либо просто пытаются переступить через него. Он перевел взгляд в отражении снова на свое лицо, сфокусировав его на мокром носе, затем вытер его своим рукавом.

Переодевание заняло еще большее количество времени и чтение книги было закончено. Он не выражал никаких эмоций по этому поводу. Поразительный мальчик. Ни разу не слышала его крика. История повторилась на следующий день. Процесс переодевания его худи был более длительным и скучным, выбора не было. Ванюша взял салфетку и обмакнул мокрый носик, она впитала очень мало влаги, так как он обмакнул не достаточно ловко. После этой попытки, его попросили повторить процедуру, он это сделал и уже гораздо успешнее, чем в первый раз. Вытерев нос, он направился к читающей группе, но его снова остановили, попросили выбросить использованные салфетки в урну, которая стояла не далеко от столика. Ванюша с этой задачей справился гораздо быстрее, чем с первой. Он успел на сеанс чтения книги примерно на половину. Отличная мотивация, я понимала, что завтра он успеет уже к началу. Так оно и вышло.

По такому алгоритму задач постепенно прошли все наши дети и на это тоже ушло время. Гораздо лучше запастись терпением и научить ребенка вытирать носик самостоятельно, чем делать это вместо него, а ведь в группе свыше 15 детей. Это первый жест независимости, который вызывает чувство собственного достоинства даже у таких маленьких людей, как Монтессори тоддлеры. У нас «неряшливых и бездушных воспитателей» гораздо больше задач в рабочее время, чем заниматься подтиранием детских носиков. Дети Монтессори это и сами умеют.

Прокомментировать