Опыт с материалами (Монтессори)

-Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновления и созидания.

Девочка по имени Валерия попросила провести презентацию, но еще сама не понимала, какой материал ей хотелось взять. Она стояла перед полками и не решалась сделать выбор.

Выбор материалов
Выбор материалов

Через несколько секунд она остановила свой выбор на корзинке с реалистичными моделями диких животных и их фотокарточках. Валерия взяла корзинку и предпочла сесть за стол. Она вообще крайне редко садилась с ковриком на пол, видимо так было удобнее. Я достала материалы из корзинки и сначала показала Валерии карточки, назвала всех животных, поочерёдно раскладывая их перед ней. Затем повторила презентацию с моделями животных, назвав каждое из них, я поместила их прямо на фотокарточках, соответственно изображению.

Детские материалы- звери
Детские материалы- звери

Процесс был не долгим, но довольно медленным. Во время презентации крайне не желательно говорить слишком много, дети в таком возрасте не могут воспринимать и речь и последовательность действий одновременно, для них это сложно. Поэтому я ограничилась лишь названиями животных которых презентовала Валерии и она (к моему удивлению) запомнила их всех. Завершив все действия, я сложила весь материал обратно в корзину и сложила руки, дав понять Валерии, что я закончила.

Я решила посмотреть, какой следующий материал она выберет, но Валерия не убирала. Она помялась немного, взглянула на меня, улыбнулась и молча снова достала материалы из корзинки. Я предложила ей произносить названия животных, как-бы ассистируя моей презентации, но она молчала. Я провела презентацию во второй раз, правда изменила порядок показа животных, чтоб это все запомнилось ей независимо от последовательности фотокарточек и моделей. После второго показа, Валерия уверенно взяла корзинку и отнесла ее на место. После этого она погрузилась в другую деятельность, а мне было интересно, вернется ли она снова к этому материалу завтра и вспомнит ли названия животных.

К моей великой радости, Валерия все запомнила и на следующий день провела презентацию для меня. Ей хотелось кого-то учить. Ей эта задача далась довольно легко и быстро. С другими материалами все шло по-другому. Когда она подходила к доске для подготовки руки к письму, она менялась сиюсекундно.

Развивающие линейки
Развивающие линейки

Неистово и гневно крича, когда ручка доски не поддавалась на линии зигзага. Этот предмет ее волновал изо дня в день и она к нему возвращалась снова и снова. Мы понимали, что она уже поставила перед собой задачу и медленно идет к ее завершению. После того, как линия с зигзагами была освоена, ее рука стала застревать в линии с прямоугольными изгибами. Разумеется, это сопровождалось бурей эмоций, но повторяя эти упражнения ежедневно, она все же пришла к тому, что ее рука стала более послушной, а сама Валерия более терпеливой.

Дети чаще всего выбирают одни и те же материалы, с которыми работают долгое время, такой подход делает их более усидчивыми и внимательными. Я стала замечать, как привычки плавно формируют характер ребенка. В «Монтессори» среде каждый ребенок сможет найти себе занятие, детям не свойственно сидеть долгое время без дела, сама природа заложила в них ощущение необходимости познавать мир и совершать открытия. Эмоциональный шторм Валерии, который сопровождал ее тренировки с доской, оправдал свое существование тем, что Валерия была самой первой из этого класса, кто научился писать.

Прокомментировать