Первое наблюдение по Монтессори

Первый инстинкт ребенка — действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый шаг к обретению независимости-защититься от тех, кто пытается ему помочь —

— сказала Мария Монтессори и это было первым важным правилом, о котором мне поведали еще на собеседовании.

В первый день моего наблюдения мне выделили место в уголке на крошечной табуретке. Я осмотрела среду и меня поразило то, насколько она была адаптирована для детей соответствующего возраста.

Маленькие столы и стулья, полки с книгами и материалами, торшер, все было маленькое — детского размера, но я могу представить себя ребенком и каково было бы садиться за огромный стол на огромный стул. Прекрасно продумано все до мелочей. Даже цветовая гамма помещения вызывала внутреннее спокойствие- никаких ядовитых и неестественных цветов, не было и красного в интерьере.

Детская мебель и обстановка в детском саду.
Детская мебель и обстановка в детском саду.

Мне позднее объяснили, что и это крайне важный аспект и детская, еще не сформированная психика чрезвычайно восприимчива к ярким и раздражающим цветам.

Мария Монтессори была сторонницей реалистичного мировоззрения и поэтому все в окружающей среде было максимально приближено к натуральному. Облака, подвешенные под потолок были белыми, капли дождя голубыми, деревья зелеными и желтыми, ничего сверхъестественного. Также, мне рассказали, что подвешенные облака, звезды, светила необходимы не только для того, чтобы украсить помещение и сделать атмосферу более жизнерадостной, но также и для того, чтобы сократить высоту помещения для более комфортных ощущений малышей.

Украшение стен и потолка в детском саду.
Украшение стен и потолка в детском саду.

Материалы в классах менялись раз в неделю, иногда и реже, все зависело от того, насколько дети освоили методику его применения.

Сначала я подумала, что это скучно, ведь ребенок привыкает видеть одни и те же материалы и со временем теряет к ним интерес. Я ошиблась. Дети, по началу с блуждающим интересом хватают и пытаются как-то применить то один материал, то другой, в конечном итоге их любопытство довольно быстро угасает и они оставляют все материалы в покое и направляются в зону физической активности и выбрызгивают свои сгустки физической энергии уже там.

Детские материалы и игра с ними.
Детские материалы и игра с ними.

Меня это не особо удивило, так как я наблюдала за своим сыном дома и тактика поведения была абсолютно идентичной, но… самое интересное, что в дальнейшем, через несколько дней, а то и недель, когда первичное любопытство удовлетворено, у ребенка просыпается другое любопытство. Вот оно то и есть то самое главное любопытство, которое приводит ребенка к открытиям и личному опыту, так необходимых для развития.

Привычные Монтессори материалы превращаются в объекты более глубокого изучения, тут то и важно проявить педагогический такт и не лезть к ребенку, предлагая свою помощь.

Сначала необходимо провести презентацию материала для того, чтобы малыш увидел правильную работу с ним, а после ребенок может пытаться работать с ним самостоятельно. Не важно, если он что-то делает в ином порядке, чем ему было презентовано. Это уже личный опыт ребенка, который ему крайне необходим.

До тех пор, пока ребенок не попросил о помощи, не следует его поправлять или прерывать.

Это одна из заповедей Марии Монтессори.

Инстинкт помочь ребенку, который с трудом пытается застегнуть свою обувь или самостоятельно надеть шапку, должен быть подавлен. Когда ребенок попросил о помощи, это делается в минимальной степени, полудвижениями и намеками на «продолжай сам». То есть, не нужно завершать действие за ребенка, его необходимо слегка подвести к дальнейшему действию, которое поможет ему самостоятельно завершить начатое.

Педагоги и ассистенты Монтессори должны обладать чуткостью и наблюдательностью, которые помогут направить каждого ребенка в верном направлении к независимости.

Внимательность и наблюдение за детьми.
Внимательность и наблюдение за детьми.

Изучение языков по системе Монтессори

В возрасте от года до трех у детей отлично работает «запись» в памяти, поэтому педагог иностранного языка уже должен вести полноценные бытовые диалоги с детьми, независимо от того, разговаривает ребенок и понимает ли. Разумеется нет, он и русской речи то с рождения не понимает, а знакомится с ней в кругу своей семьи, также и с иностранным языком. Ребенок погружается в билингвальную среду (Билингвальная среда понимается как погружение человека в двуязычное языковое пространство, при котором оба языка становятся его неотъемлемой частью.) и учится понимать сразу два языка и к счастью это происходит естественным образом.

У ребенка буквально записывается в памяти то, что говорит и показывает ему педагог английского, ребенок запоминает (и не всегда готов повторить) как звучит его речь, какие предметы и действия он комментирует, запоминает язык тела педагога, а язык тела здесь крайне важен.

Если гид Монтессори – это достаточно сдержанный и тихий человек, то педагог английского должен уметь выражать практически все, о чем он говорит с детьми. Разумеется, тоддлеры — это весьма эмоциональные создания и для того, чтобы дисциплина в классе не разлагалась, педагоги и ассистенты в классах должны быть довольно сдержанными, но не черствыми.

Ребенок будет разговаривать примерно в два раза громче взрослого и поэтому для того, чтобы задать тон и спокойное настроение для продуктивной деятельности детей, взрослые при необходимости разговаривают только шепотом, даже с детьми. Это обеспечивает класс более спокойной атмосферой и позволяет детям погрузиться в процесс.

Занятия с детьми.
Занятия с детьми.

Среди детей были молчуны, которые занимались своими делами, были и коммуникабельные смелые малыши, которые с любопытством подходили ко мне поближе и даже вступали со мной в диалог.

Новое лицо в классе вызывало бесконечное любопытство у большинства малышей и крайне сложно было сдержать улыбку глядя на них. Кто-то брал материал и смотрел на меня, начинал работу и вновь смотрел на меня, кто-то подходил и показывал свои знания или брал за руку и просил пойти вместе с ним к столу.

Дети невероятно наблюдательны и обладают прекрасной памятью, у меня не было ни капли сомнения в том, что через несколько месяцев моего общения с ними исключительно на английском языке, они начнут его понимать, а позднее и говорить. Это вдохновило меня и я поняла, что это будет интересный опыт.

Прокомментировать