Первый контакт в Монтессори

«Уж кто действительно умеет любить, так это ребенок, который хочет быть рядом со взрослым и всегда привлекает к себе внимание “Посмотри на меня, останься со мной!”»

из книги Марии Монтессори «Дети-другие», так и выходит, что ребенок ищущий родительского участия в своей деятельности, зачастую не находит его в силу их постоянной занятости.1 из 5

Дети и родители.

На самом деле большинство родителей сами не осознают, насколько важен этот период, когда ребенок то и дело подбегает к тебе и просит о помощи или показывает свои достижения. Этот период довольно короток.

Когда мой сын ежеминутно обращался с вопросами ко мне, у меня же складывалось впечатление, что этот период не закончится никогда. В такие моменты устанавливается очень тесная связь между ребенком и взрослым, которая определяет их отношения в будущем. Возможно это прозвучит резко, но в будущем, таким родителям будет весьма печально смириться с тем, что их повзрослевшие дети не разговаривают с ними о главных вещах, не раскрывают им свое сердце.

В ведической психологии говорится, что после пятилетнего возраста твоего ребенка, ты должен стать ему другом, если таких отношений выстроить не удалось на первом этапе взросления, то вряд ли это станет возможным, когда ребенок подрастет.

Все отношения между людьми абсолютно справедливы и зеркально отражают наше поведение, наше терпение и все остальные составляющие, в том числе и негативные.

Долгожданный контакт с детьми

Дети в нашем классе постепенно стали привыкать к моему присутствию, я старалась в свою очередь не слишком выделяться и погружалась в совместную работу с кем-нибудь из попросивших о помощи детей. Первым контактом был диалог с Кристиной, светловолосой болтушкой, у которой было неимоверное количество дел в течении дня и которая не успевала их завершить к приходу родителей.

Мама Кристины постоянно находилась в терпеливом ожидании за дверью с любопытством наблюдая за дочерью, как та неторопливо завершала начатые дела. Впервые Кристина молча подошла ко мне и взяла меня за руку, «-помоги!» сказала она и повела меня в зону активности. Я бросила взгляд на нашего гида, она одобрительно кивнула и я последовала за Кристиной.

В зоне активности она достала коврик из корзинки, расстелила его, сняла с полки материал-это был пазл, наглядно демонстрирующий результат при смешивании цветов, и положила его на коврик.

Цветной детский пазл.
Цветной детский пазл.

Она посидела молча перед материалом несколько секунд, сложив ручки перед собой, затем почему-то кивнула что-то прошептав и принялась с шумом вытряхивать фрагменты из ячеек.

Она показывала мне фрагменты пазла один за другим, а я называла вслух цвета на английском языке. Процесс стал более увлекательным, когда мы пошли по второму, а затем по третьему кругу и Кристина уже повторяла за мной слова.

У некоторых детей внимание бывает настолько сконцентрированным на одном и том же предмете, что всю остальную информацию вокруг они могут просто либо не замечать, либо забывать, но Кристина оказалась многозадачным ребенком и повторив несколько раз названия цветов самостоятельно, она их больше не забывала.

С некоторыми другими детьми дела обстояли иначе и им требовались ежедневные повторения. После того, как Кристина начала справляться самостоятельно, она отнесла пазл на место, свернула коврик и положила его в корзину. Я молча наблюдала за ней.

Do you want to take anything else? спросила я Кристину через пару минут, она бросила на меня вопросительный взгляд и снова пошла за ковриком. Выбрав новый материал, Кристина отрицательно помахала мне рукой, дав понять, что больше моя помощь ей не требуется, я присела неподалеку в зоне ее видимости. В конце своей работы, Крис убралась и мы вновь отправились в класс, где находились остальные дети. То, как действовала Кристина, продемонстрировало мне превосходную внутреннюю организацию и последовательность каждого шага, предпринимаемого для достижения результата.

Ребенок, которому не было еще двух лет прекрасно мог не только обслужить себя самостоятельно, но и время от времени помогал другим, кто нуждался в помощи. Меня эти дети впечатлили. Те, кто не хотел работать над своей самостоятельностью и попросту капризничал и желал, чтоб за него все сделал взрослый, оставались безрезультатно сидеть на скамеечке по прибытии, как есть-в верхней одежде.

Ребенок в верхней одежде.
Ребенок в верхней одежде.

Это были обычно дети тех родителей, которые не посещали класс Nido или же не желали давать ребенку возможность делать все самому в виду временных ограничений и высокой занятости. Лишь через некоторое время, когда ребенку становилось скучно сидеть в верхней одежде на скамейке и он желал присоединиться к группе, он принимался за попытку снять с себя куртку и обувь и попросив о помощи, получал ее.

Эти дети имели прекрасную возможность бегать, прыгать, кричать, шуметь и наводить беспорядок, как это обычно бывает, но именно в этой среде они посвящали свое время работе с материалами, а пошуметь они удалялись в зону активности. И это было уже не просто привычкой, а своего рода образом жизни, который заложили в них педагоги и ассистенты Монтессори.

Эти дети – действительно другие!

Прокомментировать