Познаем и чувствуем мир. (опыт работы по Монтессори)

Вода

Всем педагогам и родителям хорошо известно то, как любят возиться с водой дети. При этом удивляет то, что увлечение процессом бывает настолько сильным, что ребенок просто не замечает дискомфорта от того, насколько холодная вода.

Особенно это касается тех детей, которые возятся с водой даже в осенний или весенний сезон, играя во дворе после дождя или талого снега.

Ребенок играет в луже на улице.
Ребенок играет в луже на улице.

Естественно в какой-то момент (если не вмешиваться в процесс и наблюдать за ребенком) замерзшие от холодной воды красные детские ручки дадут сигнал в детский мозг о том, что пора бы погреться и инстинкт самозащиты повлечет за собой принятие мер, ребенок решит завершить игру и возможно пойдет домой и продолжит игру после горячего обеда.

Ребенок играет под дождем.
Ребенок играет под дождем.

Однако не все дети это чувствуют. И их приходится контролировать родителям или педагогам.

Разумеется, бывают случаи, когда некоторые особо заботливые родители не позволяют своим малышам даже прикоснуться к упавшей сосульке, или зачерпнуть ледяной воды каким-нибудь старым дырявым ковшом, завалявшимся в огороде, то и дело слышишь замечания «-Не трогай! Испачкаешься! Руки замерзнут, надень варежки!».

Родители не задумываются в такие моменты о том, что лишают ребенка его естественной потребности познавать мир, в котором так много всего разного- разные запахи, вкусы, температуры, рельефы и формы, свойства каждого предмета, который попадается на пути маленького исследователя. Это естественная форма познания окружающей среды и если не позволить ребенку поднять с земли холодную сосульку, как же малыш узнает, что она холодная и может растаять в его теплой ручке?1 из 5

Дети играют со снегом.

Контроль должен быть в пределах разумного, необходимо чувствовать нужный момент и давать ребенку упасть, набивать шишки самостоятельно.

Если вы будете его все время «подлавливать», то не дадите ему понять самостоятельно то, что осторожность необходима для того, чтобы избежать боль.

Прогулка

Многие мамы наряжают детей на прогулку, словно напоказ другим мамам, лишая ребенка счастливой игры с другими малышами, наденут белоснежное платье или новые джинсики, а потом сердятся на своих детей, за то, что они пачкаются. Это очень странно.

Одевание детей на прогулку.
Одевание детей на прогулку.

Все равно что самого родителя, посадить за стол когда он голоден, поставить перед ним красивое и вкусное блюдо, а потом шлепнуть его по руке и сказать «-Не трожь! Это декорация», а потом убрать блюдо и отпустить его голодного домой.

Никогда не будет просто прогулки с ребенком без активной игры! Это важно запомнить.

Активная игра для ребенка жизненно необходима точно также, как и сбалансированное питание. Хотите впечатлить других родителей? Тогда наряжайтесь на детский утренник с детьми.

Мытье рук

Впервые мыть ручки Мирон научился как только поступил к нам. Он поначалу недоверчиво смотрел на мыльце и струю теплой воды из открытого крана. Смотрел и не решался намочить ручки.

ребенок моет руки
ребенок моет руки

Чтобы его поддержать, я медленно намочила свои руки, взяла мыльце в руку и начала намыливать обе ладони. После намыливания, я медленно положила мыльце на место и еще раз помылила руки, пена на руках становилась обильнее и гуще, Мирон за этим наблюдал с приоткрытым ртом. Этот малыш был чрезвычайно наблюдательным.

Я тщательно смыла мыльную пену с рук и высушила руки одноразовыми полотенцами, Мирон увидел это и видимо немного осмелел.

Я приглашающим жестом, слегка подтолкнула его к крану, он поддался и мы вместе открыли струйку воды. Также медленно, мы вместе прикоснулись к воде, она была приятно теплой.

Мирону это очень понравилось и он застыл, держа руки под потоком. Через некоторое время, когда он сполна насладился теплой водой, я ему предложила прикоснуться к мылу. Он взял его в ручку и как обычно это происходит со всеми детьми, уронил его в раковину. Это был важный момент, который открыл для Мирона ощущение скользкости, он понял, что нужна сноровка и старание.

Вытащив мыльце из раковины, он старался сжать его крепче, оно снова выскользнуло и уже упало на пол, ударившись о бортик раковины. Мирон снова поднял мыльце и осторожно приблизился с ним к раковине. Кое-как намылив одну руку, он вернул мыло в мыльницу и опустил ручки в поток воды.

Это был нелегкий процесс для него, но теоретически Мирон усвоил алгоритм действий и повторяя их ежедневно, вскоре сможет мыть ручки самостоятельно.

Позже я спросила нашего гида, отчего бы детям не поставить флаконы с жидким мылом, сейчас таких полно, они взбивают мыло сразу в лёгкую пенку и ребенку не придется возиться с намыливанием рук. На это гид ответила, что «возня» с намыливанием и есть тот необходимый труд для малыша, в котором он разовьет в себе ловкость, старание и терпение.

мытье рук
мытье рук

А готовая пенка из флакона не дает возможности ребенку потренироваться. Оказывается в более старших классах используют флаконы с жидким мылом, за ненадобностью тренировки детских ручек в процессе мытья.

Прокомментировать