Способы воспитания самостоятельного и ответственного ребенка

Самостоятельность и ответственность являются качествами, очень важными для современного общества. Как и другие основные качества, они тоже формируются в детстве, под влиянием воспитания родителей. Поэтому, важно знать какое поведение родителей формирует данные качества, а какого поведения стоит избегать.

Родители стараются привить данные качества ребенку с раннего возраста, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь.

Способы воспитания самостоятельности и ответственности:

  • «Принцип невмешательства»

Когда ребенок пытается что-то сделать, стоит позволить ему попробовать в меру своих возможностей. Вмешиваться без необходимости не стоит.

Однако, если ребенок попросил о помощи, ее обязательно нужно предоставить. Такая стратегия поведения придаст ребенку уверенность в собственных силах и в поддержке со стороны родителя. Ребенок не будет бояться и будет постоянно стремиться к большим достижениям.

  • Отсутствие критики

Не стоит критиковать выбор ребенка, в случае отсутствия в нем опасности. Не стоит навязывать ему одежду, еду, занятия. Ребенок вполне способен на это, а критика со стороны родителя подавляет инициативу и указывает на его неполноценность.

  • Передача ребенку обязанностей, которые он может выполнять

Когда ребенок стремится к самостоятельности, стоит передать ему часть обязанностей, которые ему будет легко и приятно выполнять. Однако не стоит делать вместо него переданную обязанность, в случае если он будет лениться. Он должен будет доделать то, за что взял ответственность.

  • Наличие у ребенка выбора

Не стоит изначально навязывать ребенку обязанности. Желательно, чтобы он сам выбирал деятельность и научился отвечать за этот выбор.

  • Определение границ ответственности ребенка

Ребенок должен понимать границы своей ответственности. Изначально эти границы стоит ему показывать, пока он сам научится их определять. Например, если он взялся за уборку своей комнаты, он должен понимать, что именно входит в эту уборку.

  • Приучение к ответственности за результат

Ребенок должен научиться встречаться как с позитивными, так и с негативными результатами своей деятельности. Не стоит пытаться оградить его от негативного результата, но также не стоит критиковать или обвинять его за это. Ребенок должен осознавать последствия своих действий и принимать в том числе негативный результат. Он должен видеть, что ошибка не катастрофична, ее можно исправить, переделать, или же принять результат, который нельзя исправить.

  • Отсутствие возможности переложить ответственность

Если ребенок сделал что-то неправильно или не до конца, не стоит переделывать его работу. Такое поведение может натолкнуть его на мысль о том, что ответственность всегда можно переложить на другого. Ребенок должен сам исправлять свои ошибки, с необходимой помощью родителя. С такой стратегией он научится отвечать за собственный результат, чтобы избежать переделывания собственной работы.

Придерживаясь вышеуказанных методов, можно рассчитывать на высокую вероятность получения желаемого результата.

Дети с раннего возраста стремятся к самостоятельности, если ее поощрять и развивать в нужном русле, ответственность сформируется вслед за ней.

Прокомментировать